Портрет с одним источником освещения: простая элегантность

Портрет с одним источником освещения: простая элегантность

У каждого, кто занимается фотосъемкой, иногда возникают ситуации, когда будучи технически не подготовленным, нужно снять портрет. И если только вы не ходите с комплектом освещения в заднем кармане, вам придется обходиться тем, что у вас есть. Здорово, конечно, если у вас под рукой окажется внешняя вспышка Speedlite. Но, не беда, если ее нет, ведь есть и другие способы освещения, зная которые, вы сможете сфотографировать отличный портрет.

Давайте начнем с самого лучшего варианта развития событий — у вас имеется внешняя вспышка с поворотной головкой. Это дает вам  массу преимуществ: гибкость TTL экспозиции, возможность отражать свет вспышки, избежать искажений при съемке прямой вспышкой и т.д. Отраженная вспышка (Bouncing  flash) означает, что головка вспышки направляется не прямо на объект, а на какую-то поверхность рядом (стену, потолок, рефлектор), и свет попадает на лицо модели уже в отраженном виде.

Благодаря этому, свет отраженной вспышки является более мягким и приятным, по сравнению с резким, отбрасывающим густые тени, направленным освещением от встроенной вспышки. Возможности отраженной вспышки безграничны, так как, одному и тому же портрету можно придать самые разные оттенки настроения, меняя только углы наклона головки вспышки и выбирая различные отражающие поверхности.

Как уже говорилось выше, в качестве таких отражателей используют стены и потолки, но в принципе, что-то поменьше, например, небольшой рефлектор или даже кусок белой фанеры, справится с этой задачей не хуже. Главное, чтобы поверхности, которые будут использоваться для отражения света от вспышки, были нейтрального цвета, белого или серого.

Пользуясь одним-единственным источником освещения и разместив модель в углу комнаты, можно создать эффект съемки с использованием нескольких источников света. Вспышку можно направить на стену сбоку от объекта съемки и под углом к потолку, это красиво осветит волосы и придаст им больше живого блеска. Кроме того, задняя стена, используемая в качестве фона, также будет давать некоторую подсветку, которая в свою очередь позволит создать мягкие тени на неосвещенной стороне объекта съемки. Главное, убедитесь, что лицо вашей модели повернуто к отражающей поверхности под нужным углом и хорошо освещается отраженным светом.
 

 

Для съемки этого кадра был использован рефлектор (отражатель), установленный слева от камеры, но, думаю, что и стена нейтрального цвета с этой задачей справилась бы ни чуть не хуже. Свет вспышки отражается от рефлектора, попадает на заднюю стену и потолок, а отражаясь уже от них, слегка освещает верхнюю часть волос модели.

 
 
 

Чтобы получить снимок в стиле гламур и создать эффект рассеянного света с мягкими тенями, следует разместить отражатель на уровне талии, а головку вспышки направить в потолок, стараясь придать ей такой угол, чтобы свет отражаясь проходил перед лицом модели. Фактически, здесь задействовано двойное отражение: сначала свет отражается от потолка, а затем от рефлектора.

Другой вариант подобной схемы освещения, который также хорошо подходит для женщин и создает вид гламурного освещения: отражатель размещается на уровне талии модели,  свет вспышки, отражаясь от потолка, а затем от рефлектора, попадает прямо на лицо модели.
 

 

Размещенный слева от камеры софтбокс создал мягкий свет, который смягчил и выровнял структуру кожи лица Марии. Я расположил ее в тени деревьев, так, чтобы свет от вспышки был преобладающим источником освещения, а задний план лишь слегка подсвечивался солнечным светом.

Следующим шагом будет съемка с использованием внешней вспышки, которая не соединена с камерой. Все современные производители зеркальных фотокамер предлагают беспроводное управление внешней вспышкой. Опять же, как правило, голая вспышка является не самым лучшим источником освещения. Да и вообще, свет любых осветительных приборов в целом является достаточно жестким и резким.  Поэтому для того, чтобы смягчить такой нелестный свет фотовспышки, и были придуманы модификаторы.

Современный рынок фотооборудования предлагает множество различных видов модификаторов для вспышек. Софтбоксы отлично подходят для съемки портретов, так как освещение получается мягким, равномерным, направленным и при этом нет никаких утечек света. Зонты также хорошо смягчают и направляют свет, но они менее эффективны, ибо часть света расходится по сторонам, а значит здесь сложнее проконтролировать рассеивание и мощность света. Основное эмпирическое правило заключается в том, что чем больше источник света, тем мягче будет свет. Таким образом, именно  большие софтбоксы  обеспечивают равномерное освещение объекта, создают мягкие тени и приятный  рассеянный свет.

При съемке с использованием софтбокса проследите за тем, чтобы свет падал на лицо модели не прямо «в лоб», а отражался от стенок софтбокса или же от рефлектора. Если лицо находится в тени, или какие-то черты лица отбрасывают нелестные тени, то неудачный портрет вам гарантирован. Как правило, самое лучшее освещение получается при позиционировании света чуть выше и немного в сторону относительно объекта съемки.
 

 

Софтбокс находится позади и немного в стороне относительно модели,  отражатель расположен прямо напротив, что создает эффект присутствия двух источников освещения.

Если же вам случится снимать на открытом воздухе, то вскоре вы убедитесь, что естественный дневной свет, используемый для заполнения фона и комбинируемый со светом вспышки, способен творить чудеса. Расположите ваш объект съемки в тени, и осветите его светом от вспышки, используя при этом любой на выбор модификатор, лучше, софтбокс. Позвольте дневному свету полностью заполнить задний план, и даже создать легкое свечение в волосах.

При съемке внутри помещения с помощью одного источника света от софтбокса, можно создать драматичное освещение для снимков в низком ключе. Добавьте отражатель, и теперь у вас уже два источника освещения. Софтбокс в качестве основного света может использоваться для подсветки по краям или чтобы осветить волосы модели, при этом отражатель следует расположить так, чтобы он ловил этот свет и, отражая, хорошо освещал объект съемки. Просто попробуйте поиграть светом, меняя углы, чтобы понять, куда падает свет, куда отражается и как его направить обратно на лицо вашей модели.
 

 

Для съемки этого портрета использовалась бытовая лампа на 75 ватт и отвесной занавес для смягчения света. Очень важно при таком освещении правильно настроить баланс белого, так как цвет самой лампочки может варьироваться от зеленного до желтого.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда у вас под рукой нет вообще никакой вспышки. Здесь все просто. Используйте любой имеющийся в наличии источник света. У всех современных зеркалок достаточно высокая светочувствительность ISO, что дает большую гибкость в плане условий освещения. Даже простая бытовая лампа с абажуром может стать неплохим источником света при съемке портрета. Главное, правильно направить свет и хорошо осветить объект съемки. Двигайтесь сами, меняйте положение лампы, или позицию модели по отношению к лампе. Если слишком много теней, удалите их или найти другой способ поменять свет.
 

 

Один софтбокс способен создать вполне драматичное освещение. Для съемки этого фото использовался большой 50-дюймовый софтбокс, благодаря которому и удалось получить такой мягкий и драматичный свет.

Суть заключается в том, что до тех пор, пока  у вас есть хоть один источник света, неважно какой, у вас всегда есть возможность снять хороший портрет. Главное, уметь видеть этот свет, играть углами, и мыслить нестандартно.

Автор Rick Berk фотограф из Нью-Йорка, занимается фотосъемкой предметов, ландшафта, спорта, свадеб и портретов.  Перевод текста Валентина Педченко.

Поделиться
 

Комментарии