Усильте ваши фотографии, добавив тени

Усильте ваши фотографии, добавив тени

Фотографию создаёт не только свет в кадре – лишенные света участки также важны!

Среди музыкантов популярен афоризм о том, что промежутки между нотами столь же важны, как и сами ноты. Аналогично в фотографии, неосвещенные участки способны усилить воздействие фотографии.

Если бы не было тени, отбрасываемой мотоциклом – было бы трудно определить, что он оторвался от земли.

Тени помогают рассказать историю и обогащают настроение и визуальное воздействие снимка. На самом деле они могут быть даже настолько интересны, что «затмевать» сам предмет!

Сосредотачивая внимание на тенях, вы можете создать прекрасную композицию, полную контраста, формы и минималистской простоты. Объект и его тень будут усиливать друг друга. Иногда вы даже сможете откадрировать объект полностью и снять только интересную тень, которую он создаёт.

На этом снимке небольшого растения, на самом деле тень является главным объектом снимка. Лишенное тени изображение будет гораздо менее интересным.

Фотосъёмка теней лучше всего удаётся при наличии строгих простых форм, создающих интересный рисунок, таких, как цветы, прямые линии, или даже люди. В конце концов, кто не снимал собственную тень протянувшуюся далеко по тротуару перед ним?

Вы можете использовать тени в композиции кадра точно также, как используются другие элементы, такие как ведущие линии, узоры, изгибы, направляющие взгляд в кадре или создающие баланс положительного и отрицательного пространств.

Посмотрите на узоры, рисуемые тенями. Здесь интересный узор создают блоки песчаника их тени.

Экспозиция для теней

Если вы используете камеру в автоматическом режиме (также это относится к режимам приоритета выдержки и диафрагмы) и попытаетесь снимать тени – скорее всего они выйдут слишком светлыми. Таково предназначение автоматики фотокамеры – сделать снимок достаточной яркости чтобы показать детали. Конечно это не всегда именно то, что нам требуется, и съёмка теней является ярким примером ситуации, требующей ручной настройки экспозиции чтобы позволить теням оставаться в тени.

Вот несколько способов этого добиться:

  • Переведите камеру в ручной режим. Это для продвинутых фотографов. В ручном режиме вы сами отвечаете за установку диафрагмы, выдержки и значения ISO. Если вы не уверены какие требуются настройки, вы можете взять за основу настройки, предлагаемые автоматикой камеры и дальше подстраивать их под свои нужды.
  • Используйте экспокоррекцию. Если вы сделали снимок и видите на дисплее, что снимок вышел слишком ярким, вы можете просто подобрать значение экспокоррекции. Эта функция есть практически в каждой камере, даже в мыльницах и телефонах. Часто она обозначается квадратом с символами (+/-). С её помощью вы можете просто увеличить или уменьшить экспозицию, сделав снимки темнее или светлее, как вам требуется и если вы используете визирование по дисплею – то результат вашей настройки будет выводиться сразу на него. Если тени выходят слишком яркими – просто понизьте значение экспокоррекции чтобы сделать их немного темнее.

Боковой вечерний свет создал рисунок, красиво повторяющий линии этой галереи.

  • Заблокируйте экспозицию. Если у вас зеркалка – она наверняка имеет функцию блокировки экспозиции, хотя иногда её конфигурацию прячут в меню камеры. Используя блокировку экспозиции вы можете добавить в ваш кадр участок без теней или другой освещенный объект и дать камере настроить экспозицию по этим светлым объектам. Затем вы заблокируете экспозицию и сможете перекомпоновать кадр, включив в него теневые участки и камера не будет пересчитывать экспозицию, пытаясь высветлить их. Так образом вы получите отлично экспонированные светлые участки и тёмные глубокие тени. Либо вы можете запомнить автоматические настройки камеры для светлых объектов и вручную ввести их в ручном режиме, что избавит вас от необходимости нажимать и удерживать кнопку блокировки экспозиции.
  • Используйте брекетинг экспозиции. Снимая с брекетингом экспозиции, вы делаете несколько кадров с разной экспозицией. Камеры среднего и высокого класса имеют такую функцию – это может быть кнопка с буквами «BKT» или пункт в меню. В таком случае вы можете выбрать сколько фотографий сделать и сколько стопов разницы должно быть между ними. Вы можете выбрать например режим с тремя кадрами, один из которых делается с экспозицией, которую камера считает правильной, другой будет недоэкспонирован на стоп и третий на стоп переэкспонирован. В случае отсутствия такого режима – вы можете сделать это меняя настройки каждого кадра в ручном режиме, либо меняя настройки экспокоррекции.

На этом снимке песчаной дюны тень придаёт дюне форму и создаёт строгие и сбалансированные линии на изображении. Я сделала этот снимок в середине дня во время разведки на местности. Он вышел гораздо лучше, чем снимок, сделанный на этом же месте позже вечером, когда вся правая сторона дюны оказалась в тени.

В следующий раз выходя на съёмки обращайте внимание на форму теней. Попробуйте чаще использовать их для создания настроения, для придания объёма объектам или чтобы сделать тень центральной частью творческой композиции снимка.

Об авторе: Энн МакКиннелл - фотограф, писатель и путешественник. Она живет в доме на колесах и путешествует по Северной Америке, фотографирует прекрасные места и пишет о путешествиях, фотографии, и о том, что менять свою жизнь не так страшно как кажется.  Вы можете прочитать о её приключениях в её блоге, её электронных книгах и в её аккаунте Google+

Автор: Anne McKinnell

Источник: digital-photography-school.com   
Перевод: Алексей Лепилин
Поделиться
 

Комментарии